СНиП II-К.2-62. Планировка и застройка населенных мест. Нормы проектирования

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР
ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА (ГОССТРОЙ СССР)

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

СНиП II-К.2-62

Нормы проектирования

Часть II, раздел К

ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА
НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ

Глава 2

Утверждены
Государственным комитетом Совета Министров СССР
по делам строительства
7 мая 1966 г.
 по представлению Государственного комитета
по гражданскому строительству и архитектуре
при Госстрое СССР

Москва 1967

Глава II-К.2-62 СНиП «Планировка и застройка населенных мест. Нормы проектирования» разработала ЦНИИП градостроительства Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР при участии госстроев союзных республик. ЦНИИЭП учебных зданий. ЦНИИЭП жилища, ЛенЗНИИЭП, КиевНИИП градостроительства, Гипрониисельхоза, Института санитарии и гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана, Академии коммунального хозяйства МКХ РСФСР, Гипрогора, Гипрограда, Мосгражданпроекта, Гипроторга, Союзспортпроекта и Гипропроса.

С ведением в действие настоящей главы утрачивают силу глава II-В.1 СНиП издания. 1954 г. и «Правила и нормы плакировки и застройки городов» (СН 41-58).

Редакционная комиссия: Н.В. Баранов (председатель), А.О. Кудрявцев, Б.Д. Плессейн, В.А. Шквариков.

Редакторы - инж. В.Д. Несов (Госстрой СССР), инж. - Л.З. Каплан, арх. Д.В. Кулаков (Государственный комитет по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР), канд. архитектуры В.И. Лукьянов (ЦНИИП градостроительства), инж. А.И. Лубнин (НТС Госстроя СССР).

Содержание

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1

2. ОБЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕРРИТОРИИ НАСЕЛЕННОГО МЕСТА И ПРИГОРОДНОЙ ЗОНЫ 4

Определение перспектив развития населенного места и расчетной численности населения 4

Выбор территории для строительства нового и развития существующего населенного места 5

Функциональная организация территории 7

Сеть улиц, дорог и организация транспорта 8

Пригородная зона 9

3. ТЕРРИТОРИИ ПРОМЫШЛЕННЫЕ И СКЛАДСКИЕ 11

Территории промышленных районов и сельских производственных зон 11

Территории складов 15

4. ТЕРРИТОРИИ ВНЕШНЕГО ТРАНСПОРТА 16

Общие указания 16

Территории железнодорожного транспорта 16

Территории водного транспорта 17

Территории внешнего автомобильного транспорта 18

Территории сооружений воздушного транспорта 18

5. СЕЛИТЕБНАЯ ТЕРРИТОРИЯ 19

Общие указания 19

Общественные центры 20

Планировка и застройка микрорайонов 21

6. УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРНО-БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ 24

Общие указания 24

Детские ясли-сады 25

Учебные заведения 25

Учреждения здравоохранения 26

Дома-интернаты для престарелых 28

Учреждения массового отдыха 28

Физкультурные и спортивные сооружения 28

Культурно-просветительные учреждения 29

Предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания 30

Административные и общественные учреждения 31

Коммунальные предприятия 31

7. ЗЕЛЕНЫЕ НАСАЖДЕНИЯ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ 33

Общие указания 33

Парки и сады 34

Питомники древесных и кустарниковых растений и цветочные хозяйства 35

8. УЛИЦЫ, ДОРОГИ, ПРОЕЗДЫ И ПЛОЩАДИ 35

Общие указания 35

Проезжая часть улиц и дорог 37

Тротуары, пешеходные дороги, велосипедные дорожки 39

Разделительные полосы 40

Проезды и пешеходные дороги в микрорайонах 41

Открытые автомобильные стоянки 42

9. ИНЖЕНЕРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ 43

Общие указания 43

Водоснабжение и канализация 43

Очистка населенных мест 45

Электроснабжение 46

Теплоснабжение 47

Газоснабжение 48

Инженерные подземные сети 49

10. ИНЖЕНЕРНАЯ ПОДГОТОВКА ТЕРРИТОРИИ 52

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 54 ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ И ДРУГИХ ДОКУМЕНТОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ УЧЕТУ ПРИ ПЛАНИРОВКЕ И ЗАСТРОЙКЕ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ 54

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 55 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПРОЕКТНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ СЛОЖИВШИХСЯ ГОРОДОВ И ПОСЕЛКОВ ГОРОДСКОГО ТИПА 55

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 57 БАЛАНС ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА И ПОСЕЛКА (ЗАПОЛНЯЕТСЯ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА) 57

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 57 БАЛАНС ТЕРРИТОРИИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕННОГО МЕСТА (ЗАПОЛНЯЕТСЯ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА) 57

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 58 УКРУПНЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПЛОЩАДИ УЧАСТКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРНО-БЫТОВОГО И КОММУНАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МИКРОРАЙОНА (НА 1 ЧЕЛОВЕКА м2) 58

 

Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства (Госстрой СССР)

Строительные нормы и правила

СНиП II-К.2-62

Планировка и застройка населенных мест
Нормы проектирования

Взамен
главы II-В.1 СНиП издания 1984 . и СН 41-58

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Нормы настоящей главы распространяются на проектирование новых, расширение и реконструкцию существующих городов и других населенных мест.

Примечания:

1. При проектировании населенных мест, наряду с требованиями настоящей главы, следует также руководствоваться требованиями других глав СНиП, нормативными и другими документами, перечень которых приведен в приложении 1.

2. Нормы настоящей главы предназначаются для разработки проектов планировки и застройки населенных мест и не распространяются на определение конкретных объемов строительства и их финансирование, устанавливаемые о соответствии с народнохозяйственным планом.

3. Госстрой союзных республик, Мосгорисполком и Ленгорисполком в случае необходимости могут издавать по согласованию с Государственным комитетом по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР, органами Государственного санитарного надзора и органами Государственного пожарного надзора дополнительные указания к настоящей главе, учитывающие местные условия.

1.2. Строительство новых, расширение и реконструкцию существующих населенных мест следует производить в соответствии с утвержденной в установленном порядке технической документацией.

1.3. В целях дифференциации норм населенные места подразделяются на следующие группы:

Крупнейшие города

с населением более 500 тыс. чел

Крупные

с населением от 250 до 500 тыс. чел.

Большие города

с населением от 100 до 250 тыс. чел

Средние

с населением от 50 до 100 тыс. чел

Малые

с населением до 50 тыс. чел.

Поселки промышленные и курортные

с населением по местным условиям

Сельские населенные места

с населением более 5 тыс. чел.

с населением от 2 до 5 тыс. чел.

с населением от 1 до 2 тыс. чел.

с населением до 1 тыс. чел.

1.4. Проектирование населенных мест следует производить на основе перспективных планов развития народного хозяйства с учетом размещения производительных сил и расселения, предусмотренных в проектах (схемах) районной планировки.

Новые промышленные комплексы и предприятия следует, как правило, размещать в малых и средних городах, имеющих благоприятные условия для развития промышленности и расселения. При этом не следует в указанных городах допускать сосредоточения промышленности, которое может привести к превращению их в крупные города с численностью населения более 300 тыс. чел.

Внесены
Государственным комитетом
по гражданскому
строительству
и архитектуре
при Госстрое СССР

Утверждены
Государственным комитетом
Совета Министров СССР
по делам строительства
7 мая 1966 г.

Срок введения 1 января 1967 г.

Примечание. Проекты планировки и застройки сельских населенных мест следует разрабатывать только при отнесении этих мест к категории перспективных поселков.

1.5. В крупнейших и крупных городах строительство новых и расширение существующих промышленных предприятий и других объектов градообразующего значения не допускаются, за исключением предприятий и объектов, непосредственно связанных с обслуживанием населения и строительством города (коммунально-бытовых, пищевых, строительной индустрии и др.).

При технической необходимости и экономической целесообразности строительства новых промышленных предприятий и объектов градообразующего значения, имеющих производственные связи с данным городом, их следует размещать в образуемых для этой цели городах-спутниках.

Расширение промышленных предприятий и других объектов градообразующего значения в крупнейших и крупных городах может быть допущено только в тех случаях, когда это не вызывает увеличения численности градообразующих кадров города в целом.

1.6. Сельские населенные места, подлежащие развитию и реконструкции, надлежит постепенно преобразовывать в населенные места городского типа с благоустроенными жилыми домами, коммунальным обслуживанием, бытовыми предприятиями, культурными и медицинскими учреждениями, а также с необходимым инженерным оборудованием и благоустройством территории.

1.7. При планировке населенных мест следует комплексно решать социально-экономические, архитектурно-строительные, санитарно-гигиенические и инженерно-технические задачи с учетом очередности строительства населенного места и развития его на перспективу.

Перспективный срок строительства и развития городов и поселков следует принимать 25-30 лет, а для сельских населенных мест - 15-20 лет в соответствии с организационно-хозяйственными планами.

Срок первой очереди строительства в соответствии с народнохозяйственными планами следует принимать 5 лет. При этом должна быть предусмотрена возможность дальнейшего развития населенного места с учетом использования территорий, прилегающих к населенному месту.

1.8. Планировка городов должна осуществляться совместно с планировкой их пригородных зон с учетом проекта (схемы) районной планировки, имея в виду использование территорий пригородных зон преимущественно для нужд городов.

1.9. При проектировании населенных мест необходимо предусматривать создание наиболее благоприятных условий для труда, быта и отдыха населения. При этом должны быть обеспечены:

а) создание четкой планировочной структуры населенного места и зонирование территории по видам ее использования - для размещения промышленности, сельскохозяйственных производственных комплексов и других производственных и складских объектов, объектов внешнего транспорта, жилой застройки и отдыха населения;

б) организация удобных и безопасных внешних транспортных связей и связей между всеми частями населенного места, а также максимальное снижение непроизводительных затрат времени на передвижение между ними;

в) всестороннее обслуживание населения на основе размещения учреждений культурно-бытового обслуживания и отдыха, в том числе предприятий торговли, общественного питания, складов, плодоовощных баз и холодильников, в виде единой системы, охватывающей все части населенного места;

г) уровень инженерного оборудования и благоустройства, способствующий созданию наиболее благоприятных санитарно-гигиенических условий для жизни населения и производственной деятельности промышленных и сельскохозяйственных предприятий;

д) повышение экономической эффективности капитальных вложений путем наиболее целесообразного использования территорий, объединения промышленных предприятий в группы, применения рациональной в архитектурном и экономическом отношении этажности застройки, осуществления индустриального строительства зданий и сооружений, очередности осуществления строительства, комплекса мероприятий по инженерной подготовке, инженерному оборудованию и благоустройству территорий.

1.10. Планировка и застройка населенных мест должны отвечать санитарно-гигиеническим требованиям в отношении прямого солнечного облучения, естественного проветривания в соответствии с природно-климатическими условиями, а также предусматривать проведение мероприятий по санитарной охране воздушного бассейна, водоемов и почв от производственных вредностей промышленных предприятий, по санитарной охране источников водоснабжения и мероприятии по ограничению шума от транспортных средств.

1.11. Зеленые насаждения должны входить в состав всех зон населенного места и обеспечивать улучшение санитарно-гигиенических условий и формирование архитектурного облика населенного места. Парки, сады и скверы следует объединять в единую систему зеленых насаждений, связывая их между собой и с зелеными массивами пригородной зоны.

1.12. Реконструкция существующих населенных мест должна обеспечивать всемерное улучшение условий труда, быта и отдыха населения, повышение архитектурных качеств планировки и застройки в соответствии с аналогичными условиями в новых районах.

При реконструкции населенных мест следует предусматривать мероприятия по улучшению их планировочной структуры, упорядочению размещения промышленных предприятий и связанных с ними объектов, улучшению санитарно-гигиенических условий, созданию полноценных микрорайонов и жилых районов, постепенному разуплотнению (где это необходимо) сложившейся жилой застройки и выделению необходимых участков для размещения зданий культурно-бытового обслуживания и мест отдыха населения, а также мероприятия по улучшению транспортных связей.

1.13. Строительство населенных мест следует осуществлять, как правило, индустриальными методами. Предприятия материально-технической базы строительства следует располагать за пределами селитебной территории.

1.14. Планировка и застройка населенных мест должны обеспечивать создание выразительной объемно-пространственной композиции всего населенного места и его отдельных частей. В архитектурном облике населенного места следует учитывать значение этого места, природные особенности и окружающий ландшафт.

В объёмно-пространственной композиции застройки, особенно городских и других центров, следует создавать законченные архитектурные ансамбли.

2. ОБЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕРРИТОРИИ НАСЕЛЕННОГО МЕСТА И ПРИГОРОДНОЙ ЗОНЫ

Определение перспектив развития населенного места и расчетной численности населения

2.1. Перспективы развития населенных мест следует определять на основе планов развития народного хозяйства с учетом проектов (схем) районной планировки и предложений плановых органов, министерств и ведомств, а также наличия резервных территорий, местных демографических и других особенностей.

Перспективы развития сельских населенных мест следует определять на основе планов развития и специализации сельскохозяйственного производства, а также намеченных в проектах (схемах) районной планировки сельскохозяйственных районов предложений по размещению производственных объектов и расселению в границах хозяйства и района.

2.2. Население городов и других населенных мест, в зависимости от участия в общественном производстве и характера трудовой деятельности, следует относить к следующим группам:

градообразующей, состоящей из трудящихся предприятий, учреждений и организаций градообразующего значения;

обслуживающей, состоящей из трудящихся предприятий и учреждений культурно-бытового и коммунального обслуживания, административных и других учреждений, обслуживающих данное населенное место;

несамодеятельной, состоящей из детей дошкольного и школьного возрастов, пенсионеров, инвалидов и лиц, занятых в домашнем хозяйстве.

К предприятиям, учреждениям и организациям градообразующего значения относятся:

а) все промышленные, энергетические, сельскохозяйственные предприятия (совхозы, колхозы и др.) и склады, за исключением предприятий и. складов, обслуживающих только жителей данного населенного места;

б) предприятия, учреждения и устройства внешнего транспорта (железнодорожного, морского, речного, воздушного, автомобильного и трубопроводного);

о) административные, общественные и хозяйственные учреждения внегородского или внепоселкового значения;

г) научно-исследовательские учреждения;

д) высшие и специальные средние учебные заведения;

е) строительно-монтажные и проектно-изыскательские организации;

ж) курортные учреждения (санатории, дома отдыха), больницы и другие лечебные учреждения внегородского или внепоселкового значения.

Примечание. В состав градообразующих кадров включается весь педагогический и обслуживающий персонал и 50% учащихся высших и специальных средних учебных заведений (без учета учащихся вечерних и заочных учебных заведений), а также персонал курортных учреждений. В населенных местах, в которых высшие и специальные учебные заведения являются основными объектами градообразующего значения, в состав градообразующих кадров включается 100% учащихся.

2.3. Общую расчетную численность населения следует определять исходя из удельного веса градообразующей группы в общей численности населения, принимаемого в зависимости от народнохозяйственного профиля населенного места, возрастной структуры, профессиональной занятости, уровня обслуживания населения и других местных особенностей.

Для вновь строящихся населенных мест удельный вес градообразующей, группы населения, рекомендуется принимать в пределах 25-35 % на перспективный срок и 33-38 % на первую очередь строительства.

Для реконструируемых городов удельный вес градообразующей группы населения следует определять по расчету в соответствии с методическими указаниями, приведенными в приложении 2.

Примечания:

1. Для новых населенных мест, располагаемых во вновь осваиваемых районах, удельный вес градообразующей группы населения на первую очередь строительства допускается повышать при соответствующем обосновании до 40 %.

2. Для сельских населенных мест при определении расчетной численности населения следует исходить из максимального вовлечения трудоспособного населения в общественное производство.

Выбор территории для строительства нового и развития существующего населенного места

2.4. Выбор территории для строительства нового и развития существующего населенного места следует производить исходя из рационального размещения мест труда, проживания и отдыха населения на основе изучения и анализа естественных условий территории и сравнения вариантов по технико-экономическим, санитарно-гигиеническим и архитектурно-планировочным показателям.

Территории для строительства новых и развития существующих населенных мест следует выбирать, как правило, не занимая лесные угодья (кроме северных районов), земли, пригодные для сельскохозяйственного производства, поливные и осушенные земли, а также садовые участки и плантации цепных технических культур.

Размещение новых и развитие существующих населенных мест и промышленных предприятий на территориях, занятых ценными сельскохозяйственными угодьями, поливными и осушенными землями, пашнями, лугами, садами и плантациями ценных технических культур, допускается только в виде исключения и в порядке, установленном советами министров союзных республик.

При необходимости размещения строительства на указанных территориях надлежит производить экономическую оценку их по сравнению с такой же оценкой территорий, примыкающих к населенному месту, но относимых к малопригодным или непригодным для строительства (без проведения специальных мероприятий по инженерной подготовке).

Следует отдавать предпочтение освоению малопригодных или непригодных территорий в тех случаях, когда первоначальные расходы на освоение их не превысят размеров компенсации, подлежащей выплате колхозам или совхозам, на освоение новых земель для сельскохозяйственного использования взамен земель, отводимых под. строительство.

В случаях необходимости компенсировать затраты колхозов и совхозов на производство подготовительных работ по приведению новых участков в состояние, пригодное для сельскохозяйственного использования (раскорчевка, осушение, орошение, ликвидация эрозии почвы и др.), взамен изъятых у колхозов и совхозов для строительства населенных мест, эти затраты следует определять по методологии, устанавливаемой Министерством сельского хозяйства СССР по согласованию с Госстроем СССР и Министерством мелиорации и водного хозяйства СССР.

Таблица 1

Характеристика природных условий территорий по степени пригодности для жилищного, общественного, промышленного и сельскохозяйственного производственного строительства

Природные условия

Степень пригодности территорий

пригодные

ограниченно пригодные

непригодные

1. Рельеф:

 

 

 

а) для жилищного и общественного строительства

С уклоном от 0,5 до 10 %

С уклоном менее 0,5%; от 10 до 20%, а в горных местностях до 30%

С уклоном более 20%, а в горных местностях более 30%

б) для промышленного и сельскохозяйственного производственного строительства

С уклоном от 0,3 до 3 %

С уклоном  менее 0,3% и от 3 до 5%

Без уклона, а также с общим уклоном более 5% (за исключением случаев, допускаемых технологическим процессом производства)

2. Грунты

Допускающие возведение зданий и сооружений без устройства искусственных оснований и сложных фундаментов

Требующие устройства экономически целесообразных искусственных оснований и сложных фундаментов для зданий и сооружений

Требующие устройства особо сложных искусственных оснований и фундаментов

3. Грунтовые воды

Допускающие строительство без проведения работ по понижению уровня грунтовых вод или без устройства гидроизоляции

Требующие экономически целесообразного понижения уровня грунтовых вод, устройства гидроизоляции или проведения противокоррозионных мероприятий

Требующие проведения особо сложных инженерных мероприятий по понижению уровня грунтовых вод

4. Заболоченность

Без заболоченности или допускающие возможность осушения территории простейшими методами

Требующие выполнения экономически целесообразных специальных работ по осушению

Значительные заболоченности, торфяники слоем более 2 м

5. Затопляемость:

 

 

 

а) для жилищного и общественного строительства

Незатопляемые паводками 1%-ной обеспеченности (повторяемостью 1 раза в 100 лет)

Затопляемые более чем на 0,5 м паводками 1%-ной обеспеченности (повторяемостью 1 раз в 100 лет) и незатопляемые паводками обеспеченности от 1 до 4%-ной (повторяемостью 1 раз в 25 лет)

Затопляемые более чем на 0,5 м паводками 4%-ной обеспеченности (повторяемостью 1 раз в 25 лет)

б) для промышленного и сельскохозяйственного производственного строительства

Незатопляемые паводками 1%-ной обеспеченности (повторяемостью 1 раз в 100 лет для предприятий большого народнохозяйственного и оборонного знамения; зля остальных предприятий - 2%-ной обеспеченности (повторяемостью 1 раз в 50 лет); для предприятий с коротким сроком эксплуатации 10-15 лет) - 10%-ной обеспеченности (повторяемостью 1 раз в 10 лет)

Затопляемые более чем на 0,5 м паводками, указанными в графе для пригодных территорий, требующие проведения экономически целесообразных мероприятий по инженерной подготовке территорий

Затопляемые паводками более частой повторяемостью

6. Оползни, карст и овраги

Отсутствуют

Имеются недействующие и действующие активные оползни, карст, овраги, требующие выполнения несложных экономически целесообразных инженерных мероприятий

Имеют значительное распространение действующие оползни, карст и овраг», требующие выполнения сложных инженерных мероприятий

Примечание. При выборе территории для промышленного строительства следует дополнительно учитывать требования главы СНиП II-М.1-62 «Генеральные планы промышленных предприятий. Нормы проектирования», а для сельскохозяйственного производственного строительства - требования главы СНиП II-М.1-62 «Генеральные планы сельскохозяйственных предприятии. Нормы проектирования». В климатических подрайонах 1А, 1Б и 1Г следует руководствоваться табл. 2 к п. 1.8 «Указаний по проектированию населенных мест, предприятий, зданий и сооружений в северной строительно-климатической зоне» (СН 353-66).

Примечания:

1. Выбор территории для расселения трудящихся вновь строящихся промышленных предприятий следует производить одновременно с выбором территорий для этих предприятий.

2. Выбор территории для населенных мест-курортов следует производить на основе использования природных (бальнеологических и климатических) факторов местности, благоприятных для лечения и отдыха.

3. При размещении населенных мест в нижнем бьефе гидротехнических сооружений следует руководствоваться специальными указаниями.

2.5. Территории для строительства нового или расширения существующего населенного места должны иметь:

а) размеры, достаточные для размещения всех видов строительства, с учетом перспективного развития населенного места;

б) благоприятный рельеф, допускающий возможность строительства зданий и сооружений, устройства улиц и дорог, отвода поверхностных вод, при наименьших объемах земляных работ;

в) грунты, допускающие строительство зданий без устройства дорогостоящих оснований, и почвы, пригодные для произрастания зеленых насаждений;

г) благоприятные условия для устройства водоснабжения, канализации и орошения (в районах Средней Азии).

Оценку территории по степени ее пригодности для размещения жилищного, общественного, промышленного и сельскохозяйственного производственного строительства следует производить согласно табл. 1.

2.6. Размещение зданий, сооружений и других устройств не допускается:

а) над местами залегания полезных ископаемых (угля, руды и др.), имеющих промышленное значение, и в зонах обрушения горных выработок и карьеров, а также ближе 100 м от контуров и отвалов пород;

б) в первом и втором поясах зоны санитарной охраны источников водоснабжения, устанавливаемых в соответствии с действующим законодательством;

в) в первом и втором поясах зоны санитаркой охраны курортов, кроме строительства зданий и сооружений, относящихся к курортам;

г) на участках, загрязненных вредными для здоровья населения органическими и радиоактивными отбросами, до истечения срока, установленного органами Государственного санитарного надзора;

д) на территориях археологических и других заповедников, а также охранных зон памятников культуры (архитектуры, искусства, истории и археологии);

е) на участках, расположенных в зонах интенсивного воздействия селевых потоков, снежных лавин, активных оползней и карста.

Примечание. Размещение зданий, сооружений и других устройств над местами залегания полезных ископаемых или в зонах санитарной охраны может быть разрешено в исключительных случаях, по согласованию с органами Госгортехнадзора или Государственного санитарного надзора - по принадлежности.

Функциональная организация территории

2.7. Территорию населенного места по назначению следует делить на следующие зоны:

а) промышленную (а в сельских населенных местах - производственную) - для размещения промышленных, энергетических, сельскохозяйственных производственных предприятий и связанных с ними транспортных и других объектов;

б) селитебную - для размещения жилых районов, микрорайонов, общественных зданий и сооружений;

в) коммунально-складскую - для размещения складов, гаражей, трамвайных и автобусных парков, автобаз и т.п., предназначаемых для обслуживания населенных мест;

г) внешнего транспорта - для размещения транспортных устройств и сооружений, вокзалов, станций, портов, пристаней и др.;

д) мест отдыха населения, располагаемых в границах населенного места.

Кроме указанных зон, следует предусматривать участки для размещения санитарно-технических устройств, подсобных хозяйств, питомников, кладбищ и т.п.

В населенных местах-курортах, кроме того, выделяется курортная зона, в которой размещают лечебно-курортные учреждения, учреждения отдыха и туризма, детские здравницы и учреждения обслуживания.

Примечания:

1. При размещении промышленных предприятий, не оказывающих неблагоприятного воздействия на условия жизни и отдыха населения, допускается создание комплексных селитебно-промышленных районов.

2. В сейсмических районах разделение территории на зоны следует производить с учетом сейсмического микрорайонирования территории при преимущественном использовании под застройку участков с меньшей сейсмичностью.

2.8. Селитебную зону не следует располагать с подветренной стороны для ветров преобладающего направления, а также ниже по течению рек по отношению к промышленным предприятиям, неблагоприятно воздействующим на санитарно-гигиенические условия жизни населения. Преобладающее направление ветров следует принимать по средней розе ветров летнего и зимнего периодов года на основе многолетних наблюдений ближайших метеорологических станций с учетом указаний главы СНиП II-А.6-62 «Строительные климатология и геофизика. Основные положения проектирования».

2.9. Промышленные районы (производственные зоны) следует располагать с учетом организации удобных транспортных связей с местами расселения трудящихся, занятых на предприятиях района, рациональных условий обслуживания предприятий внешним и внутригородским транспортом (не расчленяя при этом промышленные районы города транзитными железнодорожными путями и автомобильными дорогами I и II категории), обеспечения благоприятного развития прилегающих селитебных территорий, свободного выхода к зеленым массивам и водоемам.

2.10. Коммунально-складскую зону следует размещать вне селитебной территории преимущественно на ограниченно пригодных для строительства землях, по возможности приближая к городским промышленным районам.

2.11. Отдельные примышленные предприятия, научно-исследовательские институты, конструкторские бюро и учебные заведения крупнейших и крупных городов при соответствующем технико-экономическом обосновании допускается размещать в городах-спутниках.

Исходя из численности населения основного города и его народнохозяйственного значения численность населения города-спутника рекомендуется принимать не более 100 тыс. чел.

При выборе территории для размещения городов-спутников следует учитывать, что затраты времени для связи с основным городом при современных видах общественного транспорта не должны превышать 1 ч.

2.12. Баланс территории населенных мест следует составлять по современному состоянию, на первую очередь строительства и на перспективный срок (применительно к формам, приведенным в приложениях 3 и 4).

2.13. В планировке и застройке населенных мест надлежит учитывать памятники культуры, имеющие научное, историческое или архитектурно-художественное значение и состоящие под охраной государства. Вокруг памятника или группы памятников культуры следует предусматривать по согласованию с органами охраны памятников культуры охранную зону и зону регулирования застройки.

Возведение новых зданий и сооружений в пределах охранной зоны без особого разрешения органов охраны памятников культуры не допускается.

Сеть улиц, дорог и организация транспорта

2.14. Сеть улиц и дорог, ее развитие и реконструкция, выбор необходимых видов общественного транспорта и его организация должны обеспечивать быстрое, безопасное и удобное передвижение населения при минимальной затрате времени для связи между жилыми районами, местами приложения труда и местами отдыха.

Суммарные затраты времени на передвижение от мест проживания большинства трудящихся до мест приложения труда и других мест массового посещения, как правило, не должны превышать в один конец:

40 мин - в крупнейших и крупных городах, а также в других населенных местах, где места приложения труда размещены на значительном расстоянии от жилых районов;

30 мин - в остальных населенных местах.

2.15. Сеть улиц и дорог должна представлять единую систему путей сообщения города и его пригородной зоны, обеспечивающую удобные транспортные связи в пределах населенного места и прилегающей территории зоны отдыха, а также с автомобильными дорогами общей сети СССР.

Примечание. При расчете пропускной способности сети улиц, дорог и транспортных узлов, а также открытых автомобильных стоянок количество легковых автомобилей следует принимать на перспективу из расчета 150-180 автомобилей на 1000 человек.

2.16. Сеть магистральных улиц и дорог должна быть возможно простой по их трассировке и удобно связанной с внешними автомобильными дорогами, а также с устройствами внешнего транспорта.

2.17. Транспортное обслуживание населенных мест следует предусматривать исходя из преимущественного использования пассажирского общественного транспорта.

Примечание. Для городов и поселков, располагаемых в I климатическом районе и во IIA климатическом подрайоне при расстояниях от мест расселения трудящихся до мест приложения труда более 1 км, следует предусматривать пассажирский общественный транспорт.

2.18. Выбор видов пассажирского общественного транспорта и распределение объема перевозок между ними следует осуществлять на основе технико-экономических расчетов и сравнения вариантов исходя из ориентировочных показателей провозной способности и скорости сообщения отдельными видами общественного транспорта, приведенных в табл. 2.

2.19. Выбор видов массового общественного транспорта следует производить с учетом размеров населенного места и характера пассажирских потоков:

в малых и средних городах, а также в поселках в качестве основного вида массового общественного транспорта следует принимать автобусный транспорт;

Таблица 2

Ориентировочные показатели провозной способности и скорости сообщения отдельных видов общественного транспорта

Общественный транспорт

Средняя скорость сообщения в км/ч

Провозная способность одной линии или маршрута тыс. человек в час в одном направлении

1 Автобус

20-25

3-4

2. Автобус-экспресс

25-35

6-8

3. Троллейбус

18-20

4-6

4. Трамвай

18-20

10-12

5. Скоростной трамвай

25-35

15-20 (при двухвагонных поездах большой емкости)

6. Метрополитен

35-50

25-50 (в зависимости от частоты движения, состава поезда и др.)

7. Электрифицированная линия железной дороги

40-70

25-50

в больших городах, наряду с автобусным транспортом, допускается применение троллейбусного транспорта, а при наличии потоков в 8-10 тыс. и более пассажиров в часы пик в одном направлении целесообразно предусматривать устройство трамвайных линий (применение более двух видов массового общественного транспорта не рекомендуется);

в крупнейших я крупных городах кроме видов транспорта, предусмотренных для больших городов, следует проектировать скоростные виды транспорта по направлениям основных транспортных связей;

в крупнейших городах с расчетной численностью населения более 1 млн. чел. допускается предусматривать строительство метрополитена при соответствующих технико-экономических обоснованиях.

2.20. Скоростной рельсовый пассажирский транспорт следует, как правило, применять наземного типа. В центральных районах городов, при пересечении городских транспортных узлов и в сложных условиях рельефа при соответствующем технико-экономическом обосновании допускается устройство скоростного рельсового транспорта в тоннелях мелкого или глубокого заложения.

2.21. Расстояния между магистральными улицами с массовым пассажирским транспортом следует принимать, как правило, от 600 до 1000 м; для I климатического района и для IIA климатического подрайона - до 400 м, а в условиях IV климатического района - от500 до 800 м.

2.22. Пешеходные подходы от места жительства или работы до остановок массового пассажирского транспорта не должны превышать 500 м; указанное расстояние допускается уменьшать в 1 климатическом районе и во ПА климатическом подрайоне - до 200 м, а в IV климатическом районе - до 400 м.

2.23. Расстояния между остановками общественного пассажирского транспорта следует принимать не менее 300 м и не более 500 м. Для скоростного транспорта расстояния между остановками следует увеличивать в зависимости от местных условий.

2.24. На территории населенного места и в зонах отдыха необходимо предусматривать систему стоянок автомобильного транспорта. Стоянки для различных видов транспорта следует, как правило, предусматривать раздельными и размещать в соответствии с потребностью обслуживания жилых и промышленных районов, мест отдыха, зданий и сооружений массового посещения населением. Следует также предусматривать соответствующие участки для размещения автовокзалов, трамвайных, троллейбусных и автобусных парков и станций обслуживания автомобильного транспорта.

Пригородная зона

2.25. Вокруг городов следует создавать пригородные зоны, необходимые для последующего развития этих городов, организации массового кратковременного и длительного отдыха населения, улучшения микроклимата, воздушного бассейна и санитарно-гигиенического состояния городов, а также удовлетворения их хозяйственных потребностей. Планировка пригородной зоны должна быть увязана с планировкой города, а система регулирования строительства в пригородной зоне должна быть подчинена требованиям планировки и застройки города.

2.26. При планировке пригородной зоны организацию мест массового отдыха и мест лечебно-оздоровительного назначения следует предусматривать на удобных, здоровых и живописных территориях, а также учитывать потребности города в разных видах хозяйственного обслуживания и снабжения населения молочными продуктами, овощами и фруктами.

2.27. При определении границ пригородной зоны следует учитывать резервные территории для последующего развития города, местные природные условия (леса, лесопарки, водоемы, рельеф местности и т.п.), существующие и предполагаемые к размещению места массового отдыха населения, трудовые и культурно-бытовые связи пригородных населенных мест с городом и между собой, расположение пригородных совхозов и колхозов, современное состояние и перспективы развития транспортных связей и др.

Границы пригородной зоны допускается принимать на расстоянии от центра города: для городов с населением более 1 млн. человек - до 60 км, для городов с населением 0,5-1 млн. человек - до 40 км, для городов с населением менее 0,5 млн. человек (исключая города, расположенные в пригородной зоне более крупного города) - до 20 км.

2.28. В пределах пригородной зоны следует размещать:

а) лесопарки, загородные парки, заповедники, плодовые сады, питомники и другие виды зеленых насаждений;

б) дома и городки отдыха, пансионаты, мотели и кемпинги, пляжи, физкультурные и спортивные сооружения и устройства, туристские, охотничьи, рыболовецкие базы, молодежные лагеря отдыха, пионерские лагеря, летние детские дачи, лесные школы и другие учреждения и устройства, предназначаемые для обслуживания отдыха населения:

в) пригородные населенные пункты;

г) лечебные учреждения и санатории (при наличии соответствующих природно-лечебных факторов);

д) высшие и специальные учебные заведения, научно-исследовательские учреждения;

е) сельскохозяйственные предприятия;

ж) транспортные устройства и сооружения (аэродромы, железнодорожные сортировочные станции и т.п.);

з) электроподстанции и высоковольтные линии электропередачи;

и) сооружения водопровода, канализации, очистки и др.

При соответствующем обосновании в пригородной зоне вне лесопаркового пояса допускается размешать:

промышленные предприятия, преимущественно непосредственно связанные с обслуживанием города, а также предприятия, имеющие технологическую связь с предприятиями, расположенными в городе, или использующие имеющиеся на территории зоны месторождения полезных ископаемых, при устранении отрицательного влияния предприятий на санитарно-гигиенические качества зоны и на перспективы ее развития;

склады государственных резервов, базисные склады продовольствия, фуража, промышленных товаров, перевалочные базы, склады легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, взрывоопасных и ядовитых веществ;

прочие сооружения, предназначаемые для обслуживания города и безвредные в санитарном отношении.

При отводе (выделении) участков для сельскохозяйственных предприятий и комплексов, транспортных устройств и сооружений, подстанций и высоковольтных линий электропередачи, сооружений водопровода, канализации и очистных сооружений необходимо учитывать требования п. 2.4 настоящей главы в отношении занятия под строительство сельскохозяйственных угодий.

Примечания:

1. Реконструкция существующих промышленных предприятий, расположенных в пригородной зоне, допускается без увеличения концентраций производственных вредностей.

2. Склады государственных резервов, базисные склады, склады взрывоопасных и ядовитых веществ, городские больницы, школы-интернаты, санатории, учреждения отдыха и пионерские лагеря круглогодичного использования надлежит размещать с учетом требований специальных норм.

2.29. Вокруг крупнейших и крупных городов следует предусматривать лесопарковый пояс шириной 5-10 км в зависимости от местных условий.

При отсутствии на территории пригородной зоны природных лесов, водоемов, необходимых для организации лесопаркового пояса, следует предусматривать создание новых лесных массивов и водоемов на землях, не используемых в сельском хозяйстве.

В пределах лесопаркового пояса не допускаются все виды строительства, за исключением отдельных зданий и сооружений, предназначаемых для массового отдыха, занятий физкультурой и спортом, зданий и сооружений, обслуживающих пригородное лесное и сельское хозяйство, железнодорожных и автомобильных подъездов к городу, подстанций и линий электропередачи.

Примечания:

1. В IV климатическом районе вместо лесопаркового пояса следует предусматривать садово-виноградные или другие посадки зеленых насаждений, размер территории которых устанавливается по местным условиям.

2. Для городов и других населенных мест, располагаемых в безлесных районах, при неблагоприятных климатических условиях следует предусматривать с наветренной стороны для ветров преимущественного направления создание защитной полосы зеленых насаждений шириной не менее: для крупнейших, крупных и больших городов - 500 м, для других городов и поселков - 100 м, в для сельских населенных мест - 40 м.

3 Для населенных мест в I климатическом районе и во IIA климатическом подрайоне, а также в местностях с часто повторяющимися ветрами скоростью более 6 м/сек, вместо лесопаркового пояса, следует, где это возможно, устраивать ветро- и снегозащитные полосы зеленых насаждений шириной не менее 25 м с интервалами между полосами в 50-100 м, располагая полосы перпендикулярно направлению зимних ветров преимущественного направления, число полос должно быть не менее двух. В местностях, где нет условий для создания указанных полос, следует предусматривать ветро- и снегозащитные устройства и сооружения.

2.30. Лесопарки, загородные парки и места массового отдыха населения следует, как правило, устраивать в лучших лесных массивах и наиболее живописных местах пригородной зоны по возможности вблизи водоемов, пригодных для водного спорта и купания.

Наиболее ценные в природном отношении места массового отдыха в пригородной зоне должны быть удобно связаны с городом, для чего следует использовать по возможности существующие автомобильные и железные дороги, а также водные пути.

Площадь территории лесопарков допускается принимать из расчета на одного жителя: для крупнейших и крупных городов - 200 м2, для больших городов - 100 м2 и для других городов - 50 м2.

2.31. При планировке пригородной зоны следует предусматривать размещение и вместимость учреждении и мест массового отдыха исходя из расчетной численности населения города и пригородной зоны, демографического состава населения, климатических и санитарно-гигиенических условий,

2.32. Дома отдыха, пионерские лагеря и санатории не следует размещать в непосредственной близости к местам массового отдыха. Между местами массового отдыха и санаториями необходимо предусматривать озелененные полосы шириной не менее 500 м.

2.33. Учреждения отдыха следует располагать группами с объединением их единой системой обслуживания, инженерного оборудования и транспорта.

2.34. Санатории и учреждения отдыха не допускается размещать с подветренной стороны для ветров преобладающего направления по отношению к ближайшим промышленным предприятиям, теплоэлектроцентралям, очистным сооружениям городской канализации, полям ассенизации и ниже по течению реки относительно источников загрязнения водоемов.

2.35. Размещение, планировка и застройка населенных мест в пригородной зоне не должны приводить к загрязнению воздушного бассейна, рек и водоемов, почв и нарушению природной красоты ландшафта пригородной зоны.

2.36. В пригородной зоне следует предусматривать устройство автомобильных дорог для въезда с автомобильных дорог общей сети СССР в город, минуя его центральную часть, а также возможность в необходимых случаях объезда города.

2.37. Автомобильные дороги I и II категории и железнодорожные линии не должны пересекать территорий населенных мест.

Въезды и выезды из населенных мест на автомобильные дороги I и II категории следует предусматривать, как правило, без пересечений потоков транзитного транспорта в одном уровне.

Застройка автомобильных дорог I и II категории с двух сторон запрещается. Застройка с одной стороны дороги должна быть расположена не ближе 200 м, а в сельских населенных местах - 100 м от края проезжей части дороги, с использованием этих полос для сельского хозяйства, в том числе для посадки одного ряда фруктовых деревьев и двух-трех рядов кустарников.

2.38. Загородные туристические автомобильные, велосипедные и пешеходные дороги следует трассировать по наиболее живописным местам с учетом обеспечения удобного доступа к расположенным в пригородной зоне памятникам культуры, заповедникам и местам крупных исторических событий.

2.39. При планировке пригородной зоны необходимо предусматривать мероприятия по инженерной подготовке территорий, намечаемых к использованию под застройку, и по улучшению санитарного состояния, озеленению и благоустройству всей территории зоны - расчистку русл и регулирование малых рек и водоемов, устройство прудов, осушение заболоченных территорий и др.

2.40. Лучшие по своим природным качествам территории пригородной зоны, включая места исторических событий и участки памятников культуры, следует выделять в зону охраны ландшафта с режимом заповедника, обеспечивающим сохранение природной красоты и особенностей места и памятников.

При разработке и осуществлении мероприятий по охране природы на территории пригородной зоны следует руководствоваться законами союзных республик «Об охране природы».

3. ТЕРРИТОРИИ ПРОМЫШЛЕННЫЕ И СКЛАДСКИЕ

Территории промышленных районов и сельских производственных зон

3.1. Промышленные предприятия и связанные с ними транспортные, энергетические, складские и другие объекты следует размещать на территориях промышленных районов, а в сельских населенных местах - на территориях производственных зон.

Промышленные районы следует, как правило, проектировать исходя из общего количества трудящихся в районе не более 30 тыс. человек. Большая численность трудящихся в промышленном районе допускается в случае когда списочный состав работающих на основном предприятии и связанных с ним объектах превышает 30 тыс. человек.

Размещение промышленных предприятий должно соответствовать генеральному плану населенного места и требованиям «Положения о порядке выбора района и пункта строительства новых промышленных предприятий и об основных показателях технико-экономических обоснований размещения предприятий».

3.2. На территории промышленного района следует размещать:

а) промышленные предприятия, электростанции, линии электропередачи, склады, гаражи, инженерные сооружения, а также коммунально-бытовые учреждения и пожарные депо;

б) подъездные железнодорожные пути, станции, грузовые причалы и пристани и другие транспортные сооружения для обслуживания грузовых и пассажирских перевозок;

в) улицы и дороги, обеспечивающие внутренние и внешние транспортные связи;

г) общественный центр района;

д) предзаводские площади промышленных предприятий;

е) зеленые насаждения.

Примечание. Линии электропередачи, входящие в общие энергетические системы, размещать на территории городских промышленных районов не допускается.

3.3. В производственной зоне сельских населенных мест следует размешать: животноводческие, птицеводческие и звероводческие фермы; комплексные сооружения по приготовлению кормов; ветеринарно-лечебные учреждения: машинно-тракторные и ремонтно-механические мастерские; склады и гаражи; строительные и хозяйственные дворы: теплично-парниковые хозяйства; предприятия по первичной обработке и переработке продуктов сельского хозяйства; предприятия по производству строительных материалов и изделий; дороги и проезды, обеспечивающие внутренние и внешние транспортные связи зоны.

3.4. Предприятия промышленных районов (производственных зон) следует объединять в группы путем кооперирования основных и вспомогательных производств, создания общих энергетического, ремонтного и складского хозяйств, транспортных устройств, водоснабжения, канализации и других инженерных сетей и сооружений, жилищного и общественного строительства и материально-технической базы строительства. Кооперирование следует предусматривать как между предприятиями района (зоны), так и с инженерными, транспортными и другими сооружениями и устройствами населенного места.

Примечание. Объединение промышленных предприятий следует производить в соответствии со схемой генерального плана группы предприятий.

3.5. При размещении городских промышленных районов (зон) необходимо обеспечивать:

а) наиболее благоприятные условия для производственной деятельности промышленных и сельскохозяйственных предприятий, а также трудовой деятельности населения;

б) удобные транспортные и пешеходные связи между местами расселения трудящихся и местами приложения труда с устройством в пределах промышленных предприятий дорог (проездов), хорошо связанных с проходными пунктами и с городскими магистралями, а для предприятий с протяженностью территорий более 1,5-2 км предусматривать внутризаводской пассажирский транспорт;

в) выполнение санитарных требований по предохранению воздушного бассейна, почв и водоемов от загрязнения производственными вредностями.

3.6. Промышленные районы (производственные зоны), а также отдельные предприятия, выделяющие производственные вредности (газ, дым, копоть, пыль, неприятные запахи, шум), не разрешается располагать по отношению к ближайшему жилому району и местам массового отдыха с наветренной стороны для ветров преобладающего направления и надлежит отделять от жилых и общественных зданий санитарно-защитными зонами (разрывами).

Промышленные районы (производственные зоны) с предприятиями, вызывающими загрязнение поверхностных вод, следует размешать по течению реки ниже селитебных территорий и санаторно-курортных мест.

Примечание. Санитарно-защитной зоной следует считать территорию между местами выделения в атмосферу производственных вредностей и жилыми и общественными зданиями, расположенными в населенном месте.

3.7. Выбор площадок для отдельных предприятий, отнесение предприятий к соответствующим классам в зависимости от выделяемых вредностей, указанных в п. 3.6 настоящей главы, технологического процесса, а также установление ширины санитарно-защитной зоны (разрыва) следует осуществлять в соответствии с требованиями глав СНиП II-М.1-62 «Генеральные планы промышленных предприятий. Нормы проектирования», СНиП II-Н.1-62 «Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий. Нормы проектирования» и «Санитарных норм проектирования промышленных предприятий» (СН 245-63).

Примечание. При определении предельно допустимых уровней звукового давления учреждения здравоохранения надлежит приравнивать к здравпунктам промышленных предприятий.

3.8. В зависимости от характера производства и величины грузооборота промышленных предприятий, располагаемых на территории промышленного района (производственной зоны), надлежит предусматривать следующее размещение этих районов (зон):

а) в удалении от селитебных территорий - районы (зоны), предназначенные для размещения предприятий, относимых по выделению производственных вредностей к I и II классу, а также для групп предприятий, которые могут создавать большие концентрации различных вредностей и оказывать особо неблагоприятное воздействие на здоровье и санитарно-гигиенические условия жизни населения, а также на зеленые насаждения, независимо от грузооборота предприятий;

б) около границ селитебной территории - районы (зоны), предназначенные для размещения предприятий, относимых по выделению производственных вредностей к III и IV классу, независимо от грузооборота, а также предприятий V класса и предприятий, не выделяющих производственных вредностей, но с грузооборотом более 10 условных вагонов в сутки;

в) в пределах селитебной территории - районы (зоны), предназначенные для размещения предприятий, не выделяющих производственных вредностей, а также предприятий, относимых к V классу с неогнеопасными и невзрывоопасными процессами производства, не производящих шума, с грузооборотом менее 10 условных вагонов в сутки и без подъездных железнодорожных путей.

3.9. При необходимости выделения участков для отвалов или отходов с учетом переработки или утилизации последних, такие участки надлежит располагать на неудобных для другого использования территориях за пределами площадок предприятий, населенных мест и охранных зон источников водоснабжения по согласованию с местными Советами, органами Государственного санитарного надзора и органами по использованию и охране водных ресурсов. При этом необходимо предусматривать соответствующие меры по предотвращению загрязнения отходами поверхностных и подземных вод.

Места для сбора и хранения отходов производства, содержащих возбудителей заболеваний, сильно действующие химические или радиоактивные вещества, не подвергшиеся предварительной нейтрализации, обезвреживанию и дезодорации, должны быть обеспечены санитарно-защитными зонами и устройствами, полностью исключающими загрязнение открытых водоемов, почвы, подземных вод и атмосферного воздуха, и изолированы от доступа посторонних лиц.

3.10. Территории санитарно-защитных зон промышленных предприятий должны быть благоустроены и озеленены.

Со стороны селитебной территории следует предусматривать полосу древесных насаждений шириной не менее 40% части зоны между жилыми и общественными зданиями и площадками промышленных предприятий и других объектов, размещаемых в пределах санитарно-защитной зоны.

При размещении в санитарно-защитной зоне производственных зданий и сооружений между жилыми, общественными зданиями и производственными зданиями и сооружениями должна быть предусмотрена полоса древесных насаждений шириной не менее 50 м. Ширина полосы насаждений может быть сокращена до 20 м при ширине санитарно-защитной зоны менее 100 м.

На территории зоны по согласованию с органами Государственного санитарного надзора допускается располагать питомники древесно-кустарниковых растений, парниковые хозяйства, плодовые сады и огороды.

3.11. В санитарно-защитной зоне между жилыми, общественными зданиями жилого района и промышленными предприятиями допускается размещать:

а) промышленные предприятия, производственные здания и сооружения с меньшим классом вредности при условии, что между ними и жилыми и общественными зданиями будет сохранена требуемая для предприятий, зданий и сооружений с меньшим классом вредности санитарно-защитная зона;

б) пожарные депо, бани, прачечные, гаражи, склады (кроме продовольственных), административно-служебные здания, магазины, столовые, амбулатории и т.п., а также помещения для аварийного персонала и охраны предприятий по установленному списочному составу и, кроме того, стоянки для общественного и индивидуального автомобильного транспорта, обслуживающие трудящихся предприятий промышленного района.

Перечисленными выше предприятиями и другими объектами, размещаемыми на территории санитарно-защитной зоны, допускается занимать до 50% ее площади.

В санитарно-защитной зоне не разрешается размещать предприя